вторник, 28 июня 2011 г.

Джоэль Питер Уиткин / Joel Peter Witkin


 


Родился Уиткин в 1939 году в Бруклине. Мать - итальянка, католичка, отец - еврей, эмигрант из России. Отец был женат на другой женщине, у Уиткина было четверо сводных братьев. Все они стали стекольщиками, как их отец - а Джоэль Питер помогал им. Чтобы вставить новое стекло в раму - нужно выбить старое. Вот этим и занимался Уиткин: все детство он выбивал стекла и смотрел, как его братья и отец вставляют новые. Взаимоотношения со стеклом у Уиткина явно сложились непростые. Как, впрочем, и взаимоотношения с семьей: родители все время ссорились из-за денег, мать упрекала отца во всех смертных грехах, а Уиткин все это слушал, делая вид - что прилежно читает вечернюю молитву деве Марии.
Уиткин любит рассказывать о себе, но правду от вымысла в его рассказах непросто отличить. Например, он часто рассказывает - что впервые увидел смерть в возрасте 5 лет, когда в результате аварии прямо к его ногам упала отрезанная голова погибшей девочки. А свои первые фотографии сделал в 16 лет на Кони-Айленде, куда его отец привел всю семью - смотреть парад уродов: он снял там гермафродита, трехногого человека и женщину-курицу, потому что та очень понравилась одному из его сводных братьев. Стоит ли удивляться, что впечатления юности Уиткин перенес во взрослую жизнь.
Он учился на скульптора в Union School of Art (NY), потом изучал историю искусств и фотографию в университете Нью-Мехико. Далее был период работы помощником у профессиональных фотографов и служба в армии, где Уиткин не оставлял своё увлечение фотографией. Здесь он вновь обращается к теме смерти - фотографирует жертвы аварий, самоубийств.
В молодости много путешествовал по Индии, изучал йогу, встречался с какими-то мистическими старцами. Увлечение Индией и философией Востока сильно повлияли на отношение Уиткина к западной цивилизации в целом, и к исскуству Европы - в частности. Он весьма иронично относится к базовым ценностям европейской цивилизации, и его работы иногда выглядят как шаржи на сверхценности западного мира.
Его работы обладают невероятной внутренней энергией. В них - постоянный диалог с классиками мировой живописи - Гойей, Веласкесом, Босхом, Миро, Ботичелли и Пикассо. Постоянным источником вдохновения для художника всегда была и остается Библия.
Перед тем, как начать свою работу в студии, Уиткин делает традиционный для художника эскиз на бумаге, подробно разрабатывая сцены и детали. Моделями ему служит то, что в глазах общества давно находится под негласным запретом: отрезанные головы трупов превращаются в натюрморты в стиле позднего барокко, ампутанты предстают в позах античных скульптур, карлицы позируют в аллегориях на классические сюжеты. После окончания фотосессии, он надолго пропадает в темной комнате, где проявляет, а затем исцарапывает негативы, добиваясь своего фирменного эффекта. Так рождается произведение искусства - фотография.
  Уиткин позволяет нам увидеть созданный им мир, одновременно пугающий и впечатляющий, разрушая наши сложившиеся представления о сексуальности и физической красоте, о терпимости и разнообразии человеческих проявлений.
Как говорит сам Уиткин: "Я не стремлюсь делать что-то шокирующее, сенсационное или моральное. Напротив, мои работы говорят о красоте жизни и ее бренности, о морали и даже о бессмертии". И этим словам можно доверять потому, что в жизни сам Уиткин - это воплощение жизнелюбия, оптимизма и иронии к себе и окружающим. Провокативность его творчества - не самоцель. В ней нет ничего общего с желанием добиться внимания и популярности любыми средствами. Для Уиткина - это естественный способ выражения своих идей, фантазий, образов.





Комментариев нет:

Отправить комментарий